План-конспект занятия по историческому краеведению

0033

В данной статье вашему вниманию представлен план-конспект занятия педагога дополнительного образования, руководителя музееведческого кружка и музея “Молодая гвардия” Таканышской средней общеобразовательной школы Мамадышского района Республики Татарстан – Нигматуллиной Риммы Нуриевны по изучению истории подвига нашего земляка, героя Нуха Идрисовича Идрисова, повторившего подвиг Александра Матросова и погибшего в боях за освобождение Карелии.

Тема занятия:

Сердце, расплавившее железо

(знакомство с документами, письмами, воспоминаниями друзей и родных героя, новые находки учащихся)

Возраст обучающихся: 14 – 16 лет (учащиеся 8 – 11-х классов)

Тип занятия: занятие по введению новых документов о герое.

Цели и задачи занятия:

Цели:

Обучающие:

  • первичное ознакомление учащихся с историей жизни и подвига героя войны;
  • формирование представлений об особенностях жизни и судьбы героя;
  • расширение знаний учащихся по теме;

Развивающие:

  • формирование исторического мышления учащихся;
  • развитие творческих способностей школьников;
  • развитие памяти, наблюдательности, интереса к изучаемой проблеме;

Воспитательные:

  • формирование интереса и любви к родному краю, к подвигу героев-земляков;
  • воспитание чувства патриотизма, гражданственности, гордости за героев-земляков;
  • воспитание исторической ответственности перед памятью павших борцов;

Задачи:

Обучающие:

  • ознакомление с историей подвига Нуха Идрисова в Карелии, используя документы и материалы, полученные в ходе поисково-исследовательской работы;
  • формирование взглядов учащихся на данное событие и закрепление знаний основных фактов героического подвига нашего земляка;
  • знакомство с воспоминаниями жены, дочери, внуков, правнука героя, однополчан нашего земляка, изучение исследовательской работы «Время уходит, память остается».

Развивающие:

  • формирование у учащихся способности к анализу исторических событий военных лет
  • формирование умений делать исторические выводы: всегда ли есть место подвигу?; почему в одних и тех же случаях одни поступают как герои, другие как трусы?
  • развитие творческого воображения учащихся: как бы я поступил на месте героя?

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся чувства гуманизма, любви к Отечеству, ответственности за совершаемые поступки
  • воспитание правильного отношения к нашей истории, к вечным ценностям, которые нужно сохранить для будущих поколений

Форма занятия: урок с элементами беседы

Методы: рассказ учителя и учащихся , беседа, демонстрация музейных документов, собранных в ходе поисковой работы, сочинение стихов , коротких рассказов и эссе.

Дидактические средства: документы, фотографии, письма и стихи Нуха Идрисова жене и дочери, воспоминания однополчан героя, письма школьников из села Калевалы Суоярвского района Карелии, исследовательские работы учащихся.

Использованная литература:

  1. В. И. Крапивин «313-я Петрозаводская»
  2. Газетные материалы автора-исследователя Шахинура Мустафина
  3. Стихи однополчанина героя В. Ватлецова «Подвиг»
  4. Музейный архив

Организационный этап занятия

Цель для учащихся:

Ребята! В прошлом году мы отметили великую дату – 65-летие Победы, чествовали живых ветеранов войны, проводили акции Памяти в честь погибших героев войны. Вы знаете, что из нашего села не вернулись с войны 89 односельчан, наши учителя и учащиеся ушли на войну и сложили свои головы на поле боя. О них мы говорим всегда, ибо память – наша история. Помнить историю своего народа, своего края нужно, так как, по словам академика Д.С. Лихачева “без памяти нет совести . А без совести нет личности, нет достойной человеческой судьбы”.

Совсем юными погибли и герои – молодогвардейцы, они отдали свои жизни за Родину. Удивляешься, откуда в этих юных людях такая исполинская сила духа? Понять и почувствовать это все равно, что ответить на вопрос: «Как стать настоящим человеком?» Разве не этот вопрос волнует вас сегодня?

Олегу Кошевому шел 17-й год, Сергей Тюленин казнен на 18-ом году жизни, а нашему земляку Нуху Идрисову было 26 лет.

Сегодня на этом занятии мы попробуем ответить на волнующие вас вопросы и исследуем историю подвига нашего земляка.

Цель для педагога:

  • актуализация знаний учащихся по данной теме;
  • мобилизация их внимания, стимулирование их интереса к изучаемой теме;
  • формирование убеждений, что слова «Никто не забыт, ничто не забыто» не пустая фраза, а наша обязанность

Критерии оценки учащихся:

  • активное включение учащихся в процессе занятия;
  • участие большинства учащихся в обсуждении темы;
  • умение высказать свое мнение, суждения, свою точку зрения на изучаемую проблему.

Методы: метод актуализации знаний, индивидуальный и групповой опрос, поощрение правильных ответов, составление рассказов, стихов, чтение отрывков из документов.

Изучение нового материала

Цель для учащихся:

Ребята! Мы с вами сегодня на данном занятии дополним и обобщим материалы о нашем земляке, герое войны Нухе Идрисове, исследуем его довоенную жизнь и мотивы его героического подвига, постараемся понять, что движет человеком в критической ситуации, когда он стоит перед выбором: “Я или Родина?”. Попробуйте высказать свои мнения и представить себя хоть на минуту на его месте.

Цель для педагога:

  • ознакомление с новыми фактами и документами, полученными в ходе переписки и исследовательской деятельности;
  • формирование интереса учащихся к изучаемым документам, также творческого воображения в ходе беседы.

План изложения темы:

  1. Жизнь Нуха Идрисова до войны в родном селе
  2. Стихи и песни Идрисова
  3. Обзор газетных материалов о герое
  4. “Сердце, расплавившее железо” (Служба в Карелии, подвиг у села Калевалы Суоярвского района)
  5. Воспоминания жены и дочери героя
  6. Однополчане о Нухе Идрисове
  7. Чтение писем из Карелии от учащихся, которые ухаживают за могилой героя

Формы и методы изложения:

Рассказ учителя и учащихся исследователей и экскурсоводов, работа с документами и фотографиями, газетные вырезки , письма друзей героя.

Формы и методы организации деятельности:

  • составление рассказов о герое на тему «Сердце, расплавившее железо немецкого дзота»
  • изучение писем из Карелии, высказывание своего отношения к подвигу героя
  • чтение стихов самого Идрисова, посвященные жене и дочери, стихов друзей о герое и попытка написать стихи учащимися.

Методы стимулирования активности школьников:

  • проблемные вопросы по ходу изложения темы
  • комментарии тех или иных фактов, документов,
  • споры, дискуссии типа: “Как бы я поступил на месте героя? Что для меня означает память? Как я понимаю долг современников перед памятью павших героев?”

Закрепление изученного материала

Цель для учащихся:

Вы услышали героическую историю о нашем земляке-герое Н. Идрисове. Вы познакомились с историей подвига, исследовали документы, воспоминания однополчан, родных и близких героя изучили материалы известного татарского писателя, нашего земляка Шахинура Мустафина, в течение многих лет шедшего по следам героя, прослушали стихи и выступление экскурсоводов. Давайте, попытаемся ответить на вопросы и составить свой рассказ, свой образ нашего земляка-героя, а, может быть, сочините стихи о нем.

Цель для педагога:

  • формирование патриотического, исторического мышления учащихся
  • выявление эмоционально-ценностного отношения к этим героическим событиям

Организация самостоятельной деятельности учащихся:

  • предлагаю составить свое отношение к изучаемой теме
  • составить письмо учащимся из Карелии
  • написать эссе на тему: “Мы родились, чтобы побеждать!”

лучшие работы займут место в стеллажах музея

Задание на дом: дописать эссе

Оставьте комментарий