В данной статье вашему вниманию представлен план-конспект занятия педагога дополнительного образования, руководителя музееведческого кружка и музея “Молодая гвардия” Таканышской средней общеобразовательной школы Мамадышского района Республики Татарстан – Нигматуллиной Риммы Нуриевны по изучению истории подвига нашего земляка, героя Нуха Идрисовича Идрисова, повторившего подвиг Александра Матросова и погибшего в боях за освобождение Карелии.
Тема занятия:
“Сердце, расплавившее железо”
(знакомство с документами, письмами, воспоминаниями друзей и родных героя, новые находки учащихся)
Возраст обучающихся: 14 – 16 лет (учащиеся 8 – 11-х классов)
Тип занятия: занятие по введению новых документов о герое.
Цели и задачи занятия:
Цели:
Обучающие:
-
первичное ознакомление учащихся с историей жизни и подвига героя войны;
-
формирование представлений об особенностях жизни и судьбы героя;
-
расширение знаний учащихся по теме;
Развивающие:
-
формирование исторического мышления учащихся;
-
развитие творческих способностей школьников;
-
развитие памяти, наблюдательности, интереса к изучаемой проблеме;
Воспитательные:
-
формирование интереса и любви к родному краю, к подвигу героев-земляков;
-
воспитание чувства патриотизма, гражданственности, гордости за героев-земляков;
-
воспитание исторической ответственности перед памятью павших борцов;
Задачи:
Обучающие:
-
ознакомление с историей подвига Нуха Идрисова в Карелии, используя документы и материалы, полученные в ходе поисково-исследовательской работы;
-
формирование взглядов учащихся на данное событие и закрепление знаний основных фактов героического подвига нашего земляка;
-
знакомство с воспоминаниями жены, дочери, внуков, правнука героя, однополчан нашего земляка, изучение исследовательской работы «Время уходит, память остается».
Развивающие:
-
формирование у учащихся способности к анализу исторических событий военных лет
-
формирование умений делать исторические выводы: всегда ли есть место подвигу?; почему в одних и тех же случаях одни поступают как герои, другие как трусы?
-
развитие творческого воображения учащихся: как бы я поступил на месте героя?
Воспитательные:
-
воспитание у учащихся чувства гуманизма, любви к Отечеству, ответственности за совершаемые поступки
-
воспитание правильного отношения к нашей истории, к вечным ценностям, которые нужно сохранить для будущих поколений
Форма занятия: урок с элементами беседы
Методы: рассказ учителя и учащихся , беседа, демонстрация музейных документов, собранных в ходе поисковой работы, сочинение стихов , коротких рассказов и эссе.
Дидактические средства: документы, фотографии, письма и стихи Нуха Идрисова жене и дочери, воспоминания однополчан героя, письма школьников из села Калевалы Суоярвского района Карелии, исследовательские работы учащихся.
Использованная литература:
-
В. И. Крапивин «313-я Петрозаводская»
-
Газетные материалы автора-исследователя Шахинура Мустафина
-
Стихи однополчанина героя В. Ватлецова «Подвиг»
-
Музейный архив
Организационный этап занятия
Цель для учащихся:
Ребята! В прошлом году мы отметили великую дату – 65-летие Победы, чествовали живых ветеранов войны, проводили акции Памяти в честь погибших героев войны. Вы знаете, что из нашего села не вернулись с войны 89 односельчан, наши учителя и учащиеся ушли на войну и сложили свои головы на поле боя. О них мы говорим всегда, ибо память – наша история. Помнить историю своего народа, своего края нужно, так как, по словам академика Д.С. Лихачева “без памяти нет совести . А без совести нет личности, нет достойной человеческой судьбы”.
Совсем юными погибли и герои – молодогвардейцы, они отдали свои жизни за Родину. Удивляешься, откуда в этих юных людях такая исполинская сила духа? Понять и почувствовать это все равно, что ответить на вопрос: «Как стать настоящим человеком?» Разве не этот вопрос волнует вас сегодня?
Олегу Кошевому шел 17-й год, Сергей Тюленин казнен на 18-ом году жизни, а нашему земляку Нуху Идрисову было 26 лет.
Сегодня на этом занятии мы попробуем ответить на волнующие вас вопросы и исследуем историю подвига нашего земляка.
Цель для педагога:
-
актуализация знаний учащихся по данной теме;
-
мобилизация их внимания, стимулирование их интереса к изучаемой теме;
-
формирование убеждений, что слова «Никто не забыт, ничто не забыто» не пустая фраза, а наша обязанность
Критерии оценки учащихся:
- активное включение учащихся в процессе занятия;
- участие большинства учащихся в обсуждении темы;
- умение высказать свое мнение, суждения, свою точку зрения на изучаемую проблему.
Методы: метод актуализации знаний, индивидуальный и групповой опрос, поощрение правильных ответов, составление рассказов, стихов, чтение отрывков из документов.
Изучение нового материала
Цель для учащихся:
Ребята! Мы с вами сегодня на данном занятии дополним и обобщим материалы о нашем земляке, герое войны Нухе Идрисове, исследуем его довоенную жизнь и мотивы его героического подвига, постараемся понять, что движет человеком в критической ситуации, когда он стоит перед выбором: “Я или Родина?”. Попробуйте высказать свои мнения и представить себя хоть на минуту на его месте.
Цель для педагога:
- ознакомление с новыми фактами и документами, полученными в ходе переписки и исследовательской деятельности;
- формирование интереса учащихся к изучаемым документам, также творческого воображения в ходе беседы.
План изложения темы:
-
Жизнь Нуха Идрисова до войны в родном селе
-
Стихи и песни Идрисова
-
Обзор газетных материалов о герое
-
“Сердце, расплавившее железо” (Служба в Карелии, подвиг у села Калевалы Суоярвского района)
-
Воспоминания жены и дочери героя
-
Однополчане о Нухе Идрисове
-
Чтение писем из Карелии от учащихся, которые ухаживают за могилой героя
Формы и методы изложения:
Рассказ учителя и учащихся исследователей и экскурсоводов, работа с документами и фотографиями, газетные вырезки , письма друзей героя.
Формы и методы организации деятельности:
-
составление рассказов о герое на тему «Сердце, расплавившее железо немецкого дзота»
-
изучение писем из Карелии, высказывание своего отношения к подвигу героя
-
чтение стихов самого Идрисова, посвященные жене и дочери, стихов друзей о герое и попытка написать стихи учащимися.
Методы стимулирования активности школьников:
- проблемные вопросы по ходу изложения темы
- комментарии тех или иных фактов, документов,
- споры, дискуссии типа: “Как бы я поступил на месте героя? Что для меня означает память? Как я понимаю долг современников перед памятью павших героев?”
Закрепление изученного материала
Цель для учащихся:
Вы услышали героическую историю о нашем земляке-герое Н. Идрисове. Вы познакомились с историей подвига, исследовали документы, воспоминания однополчан, родных и близких героя изучили материалы известного татарского писателя, нашего земляка Шахинура Мустафина, в течение многих лет шедшего по следам героя, прослушали стихи и выступление экскурсоводов. Давайте, попытаемся ответить на вопросы и составить свой рассказ, свой образ нашего земляка-героя, а, может быть, сочините стихи о нем.
Цель для педагога:
-
формирование патриотического, исторического мышления учащихся
-
выявление эмоционально-ценностного отношения к этим героическим событиям
Организация самостоятельной деятельности учащихся:
-
предлагаю составить свое отношение к изучаемой теме
-
составить письмо учащимся из Карелии
-
написать эссе на тему: “Мы родились, чтобы побеждать!”
лучшие работы займут место в стеллажах музея
Задание на дом: дописать эссе